Tuesday, December 16, 2008

Экспедиция "Саяны 2008" Часть 4 - р.Билюты

И так, началась финальная часть нашего большого путешествия. Нам предстояло подняться вверх по реке Билюты примерно километров 8. Сегодня мы встали пораньше, для того, чтобы немного собраться, взвалить свои лодки на спины и выдвинуться в путь. Погода стояла отличная, светило солнце и было очень тепло. На эту реку мы запланировали 3 дня, поэтому оставили всё ненужное в кустах, взяли оставшееся скудное количество продуктов и тяжело дыша, поплелись вверх. Тропы здесь не было и лишь иногда удавалось выйти на очередную звериную тропку, которая терялась, так и не успев начаться. Об этой реке мы знали лишь то, что рассказывал нам Вася Чесноков. Он был здесь поздней осенью специально для того, чтобы разведать реку на предмет водопадов. Вообще надо отдать должное этому человеку – в 1988 году его отец, Сергей Чесноков впервые предпринял попытку прохождения этой реки, но доплыв до верхнего каньона, они обнесли и его и нижний каньон, поэтому всё самое интересное осталось нетронутым. 10 лет спустя, в 1998 году Василий сам отправился на эту реку, но в тот раз им не удалось переправиться через левый приток Билюты и они были вынуждены начать сплав от него. И опять всё самое интересное осталось нетронутым. И вот, наконец, в 2008 году он шёл на эту реку опять! У нас было с собой всё: верёвки, карабины, обвязка, жумари и прочие альпинистские приблуды, и ничто не могло помешать нам, осуществить давнюю мечту Чеснокова и самим прокатиться по этой прекрасной реке.
Мы были сильно измотаны, поэтому двигались очень медленно. К тому же ходить с лодкой на спине по бурелому – дело совсем гиблое. Постоянно надо перелезать через поваленные деревья, нагибаться, чтобы под ними же пролезть, лодка постоянно за что-то цепляется, ноги куда-то проваливаются, короче ужас. Из-за такого большого количества препятствий и отсутствия сил мы постоянно падали и проклинали Чеснокова, который казалось, совсем не замечал ни лодки за спиной, ни усталости. Он сразу оторвался от нас вперёд и мы потеряли его из виду. Периодически он подавал нам голосовые сигналы, чтобы мы окончательно не потеряли направление. К концу дня и сил мы уткнулись в тот самый приток, от которого в 98 году Вася начал сплав. Удивительное дело, идешь по глухому лесу и вдруг натыкаешься на пропасть. Небольшой ручей пропилил себе глубокое ущелье, через которое без верёвки перебраться с лодкой просто невозможно. Мы натянули переправу и начали перетягивать лодки. Наверное, со стороны это выглядело очень забавно – посреди непролазной тайги, над пропастью на большой высоте туда-сюда ездят лодки и шестеро обросших, измотанных мужиков в оборванном тряпье, кричат что-то друг другу на разных языках. После того, как мы закончили этот процесс, было ясно, что сил идти дальше - нет. Мы пошли в том направлении, где должна была быть река и очень скоро вышли к краю каньона, который обрывался отвесной стеной высотой метров 50. Увидев это, мы поняли, что Чесноков нас не обманул. Нельзя было не испытывать радости, видя эту красоту. Здесь и решили ночевать. Пока готовился ужин, я решил пройтись вверх по реке ещё немного. Перевалив через очередной холм, я услышал гул. Я не мог спутать этот гул ни с каким другим. Это был шум падающей воды. Пройдя метров 500 от стоянки, я увидел этого красавца – белая струя воды падала в чашку голубого цвета. Я вернулся и рассказал об этом друзьям. Немцы сразу сказали, что завтра с нами не пойдут, лишь занесут лодки к водопаду. Порсев из-за проблем с ногами тоже отказался идти, и сейчас лежал у костра с окровавленными ногами и было похоже, что он сдохнет. Нам было жалко его, но мы не могли не пойти на верхний каньон, поэтому утром решено было, что я, Санёк и Чесноков, берём пустые лодки и идем до начала верхнего каньона.
Утром следующего дня после завтрака мы втроём начали собираться в путь. Порсев не смотря на то, что на таких ногах вообще нельзя ходить, натянул сплавные ботинки и сквозь стиснутые зубы, превозмогая боль, сказал, что пойдёт с нами. Немцы провожая нас взглядом лишь крикнули в след: “Crazy Russians”. В этот день мы двигались ещё медленнее. 3км мы шли 5 часов. Когда же наконец мы вышли к началу верхнего каньона, то я увидел перед собой то, чего никогда не видел до этого. Перед нами был небольшой каньон с абсолютно белым дном в русле реки! Это очень сложно передать словами. Такой красивой реки я ещё никогда не видел. Голубая вода небольшими сливами падала в чашки с белым дном!
Каньон начинался небольшим водопадом. Затем шла серия довольно приколных сливов. За пару часов со всей фото и видео съёмкой, мы доплыли до того самого водопада, который я выдел накануне. На участке до него было несколько интересных порогов, и некоторые мы даже занесли. Прохождение самого водопада оставили на следующий день и, спрятав лодки, пошли в лагерь. Симон и Лукас уже готовили нам ужин, а мы рассказывали и показывали фотографии верхнего каньона. На что Симон сказал: «Я не знаю, как вы смогли пройти 3км. Сегодня я с большим трудом преодолел 500 метров для того, чтобы занести лодку на водопад»
Утром следующего дня погода испортилась, пошёл мелкий дождь, но это не могло испортить нам настроение. Все были рады, потому что сегодня нам предстояло прыгнуть 12-ти метровый водопад, проехать нижний каньон и доплыть до базы на Китое. Мы расставили фото и видео и с радостными криками по очереди полетели вниз.
Санёк -
Лукас -
Симон -
Порсев -
Я -
О прохождении водопада, который позже был назван «Серёга» в честь Сергея Чеснокова, можно сказать следующее: прыгнули все, Санёк после приводнения потерял весло и встал уже руками, Порсев буфанул, Симон прыгнул и не перевернулся. Дальше мы поехали на гружёных лодках. Следующий водопад был метров 6-7 после которого следовал порог-водопад, который мы назвали “Double drop”. На заходе была большая бочка, через всё русло, за которой сразу следовал водопад метров 5-6. Порог было не обнести и не подстраховать. Сложность заключалась в том, что надо было сначала забуфить бочку и уже следующим гребком буфить сам водопад. Первыми поехали немцы и показали, что это реально. Следующим ехал Вася Чесноков, потом я. Чеснокову не удалось перепрыгнуть бочку и он начал крутить родео на сплавной, гружёной лодке. После нескольких фигур его промыло, и он непонятно как свалился вниз. Я решил, что не буду заострять своё внимание на самом водопаде, а замочу бочку, а там уже не важно, как падать. Так и получилось, перелетев через бочку я упал с водопада, перевернулся, встал и наблюдал, как Порсев с Саньком сделали то же, что и немцы. Дальше пороги не представляли особой сложности, но высота каньона и красота реки поражали мозг! Через полчаса после того, как закончился нижний каньон р.Билюты мы доплыли до Китоя. Вода в нем была коричневая, а это не могло нас не радовать. Пороги здесь больше не было, и мы хотели поскорее добраться до базы, купить там еды, помыться в бане и просто отдохнуть. Забрав свои спрятанные вещи, коричневый поток Китоя понёс нас на встречу к забытым радостям. Невозможно представить себе вкус холодного пива, после 2-х недель лишений и постоянной физической нагрузки, граничащей с пределом. Невозможно представить себе обжигающую горечь стопки водки, не побывав в таких условиях. Невозможно передать те эмоции, которые испытываешь когда ложишься на белую простынь, после того, как 2 недели спал на мокрой земле. Не говоря уже о бане и еде. Надо заметить, что на эту базу нет дорог, всё, что здесь было – привезено на вертолёте, поэтому мы не шибко пировали, хотя от пуза наелись макарон с тушёнкой, печенья со сгущённым молоком и вареньем. Всё бы ничего, но наши желудки, привыкшие к малому количеству самой простой еды, отказывались принимать эту роскошь. Немцев всю ночь тошнило, а остальные просто не могли уснуть. На следующий день мы попили чаю и поплыли дальше до того места, где нас должна была встречать машина. Через 6 часов гребли по абсолютно гладкой воде, Китой здесь уже течет по равнине, мы добрались до оговоренного места. Машины не было и мы стали ждать. Еды у нас тоже не было, мы вообще в этот день не ели. В какой-то момент появились сомнения в том, что машина приедет. Это означало, что на утро нам надо будет грести ещё 7-8 часов до ближайшей деревни и искать машину там. Чесноков отправился на рыбалку, но так ничего и не поймал. Голод не давал никому покоя. Санёк нашёл на помойке консервную банку 1952-го года, и несколько супов. Мы сварили странного вкуса баланду и легли спать. Как только я начал засыпать, мне стал снится шум работающего двигателя. Я открыл глаза и понял, что мне показалось. Потом повернул голову и увидел, что все прислушиваются. Через мгновение шум стал отчетливее, мы все повыскакивали из спальников и побежали на дорогу. Это была машина! Она ехала к нам. Когда в кабине 66-го мы увидели нашего друга и брата Саню Мяктова, то начали орать и обниматься! Радости не было предела! Всё! Наша экспедиция завершена! Саня привёз нам много еды, пива и счастья, а уже на следующий день мы были в Иркутске. Уникальное и сложнейшее путешествие было окончено.

В завершении этого рассказа хотелось бы поблагодарить следующих людей:

Эдика Кузьмина(Батя) – за помощь в организации этого мероприятия, любовь и теплоту

Саню Мяктова – за помощь в организации этого мероприятия, предоставленные удобства в г.Иркутск, пиво и курицу, а так же любовь и теплоту

Нашу береговую поддержку: Саню и Коляна – за помощь в самом путешествии, за то, что таскали наши шмотки

Водил Урала и 66-го

Туристов-катамаранеров – за еду и теплый приём